Математическое и компьютерное моделирование пришло в общественные науки позднее, чем в естественные, что неудивительно – измерять такие явления, как совесть, долг, зависть, дружба, доверие, эмоции, удовольствие от общения и многие другие виды взаимоотношений людей в обществе не так-то просто. Более того, сами определения этих явлений нуждаются в уточнениях, в таких формулировках, которые было бы возможно заложить в компьютерные программы.

Понятно, что сколько-нибудь адекватно смоделировать в компьютере известную иррациональность человеческого поведения невозможно. При принятии некоторых решений человек неосознанно учитывает такое количество факторов, и настолько сложных и многообразных, что они не придут в голову ни одному специалисту по компьютерному моделированию. Тем не менее, современные инструменты позволяют успешно имитировать вероятностные процессы, использовать нечеткую логику и прочие ухищрения математиков, так что ученые постепенно приближаются к тому, чтобы отразить в модели иррациональное поведение отдельного человека.

Одним из новых и перспективных инструментов для моделирования общественных процессов являются агент-ориентированные модели. Используемые термины в английском языке: agent-based models, multi-agent approach, autonomous agent systems и т. п.

Суть этого инструмента в том, что благодаря увеличению мощности компьютеров стало возможным описывать поведение многих отдельных фрагментов сложной системы. В результате мечта многих мыслителей научиться объяснять макроявление на основе поведения его составных частей стала воплощаться в реальность. Например, физики, умеющие описывать поведение элементарных частиц, создали компьютерную имитацию действий большого ансамбля таких частиц и стали изучать его поведение в компьютере, а не в жизни. Таким образом, появилось понятие искусственной реальности.

Использование суперкомпьютеров для агентных моделей становится неизбежным. В реальной жизни агентов много – скажем, людей миллионы и миллиарды. Только суперкомпьютер может справиться с таким количеством агентов. Разница в скорости вычислений на суперкомпьютере и ноутбуке составляет несколько порядков. Поэтому «овчинка стоит выделки», хотя существенные трудности остаются.

Интернет-проект «Суперкомпьютерные технологии в общественных науках», реализуемый в ЦЭМИ РАН (авторы - академик РАН В.Л. Макаров и чл.-корр. РАН А.Р. Бахтизин) посвящен вопросам применения суперкомпьютеров для решения задач гуманитарных наук. По нашим оценкам в ближайшее время суперкомпьютеры станут незаменимыми и обычными инструментами для обработки огромных массивов накопленных человечеством данных в различных направлениях общественных наук (история, социология, экономика и др.).

В настоящее время развитие суперкомпьютерных технологий является приоритетным направлением модернизации экономики России, которая позволит поднять степень ее технологического развития до уровня мировых лидеров. Отметим, что за последние годы появилось множество публикаций, описывающих опыт применения суперкомпьютеров для решения задач в естественных науках, в то время как для гуманитарных наук наблюдается брешь.

На этом сайте мы будем размещать информацию об успешном опыте применения суперкомпьютерных технологий в области общественных наук (преимущественно зарубежном), а также о разработанном нами (совместно со специалистами МГУ) подходе использования суперкомпьютеров для моделирования социально-экономической системы России.

Статьи
Суперкомпьютерные технологии Транспортные модели пешеходная модель Монография Биомедицина Параллельные вычисления Parallel computing Пространственно-распределенные агентные модели большие данные Axum Repast Агент-ориентированные модели Исследования Модель экономики Евросоюза Пространственные модели CUDA Russian Supercomputing Days Агент-ориентированный подход Исторические процессы Мониторинг планеты Публикации Экономические процессы FuturICT SEGMEnT БРИКС Контакты Революция Эксафлопная производительность GPU SSC Междисциплинарное исследование Новости О проекте Социальная сеть Эпидемия HPABM SWAGES Высокопроизводительные вычисления Методология запуска Пандемия Ссылки Ядерная атака на США Microsoft Social Simulation Conference ГИС Механизм раделяемой памяти Пандора Стратегии распараллеливания автоматическое распараллеливание POLARIS TSUBAME Демография Моделирование мира Суперкомпьютерная Академия агентная модель XAXIS Иерархическая платформа Моделирование эпидемий